Странно, что раньше эту тему никто не поднимал.
Постараюсь вкратце объяснить процесс подбора "с нуля".
То есть когда нет наработанных колористами формул, с чего можно оттолкнуться.
Есть только программа со стандартными формулами и куча старых фандеков, где нет даже образца нужного цвета (не говоря о вариантах).
Разумеется, сейчас я действую и другими методами, во многом "по наитию" понимая, чего и сколько лить, что убрать и что добавить.
Описанный ниже метод - самый простой и действенный. Поэтому, профи - не смейтесь над тем, что здесь напишу. Сами такими были.
Пишу всё крайне упрощённо, чтобы понять сам принцип и при этом не заблудиться с подробностями.
Никогда не наливаем первоначально краску (даже по проверенной формуле) в объёме больше 50 мл - это алмазное правило. Долить до объёма - всегда можно, а вот вытащить из запорченной краски все миксы и вернуть их на полки уже нельзя. Вдруг микс бракованный попался, или в переписанной в тетрадь формуле закралась ошибка, да мало ли чего... Оптимально начинаем с 10 грамм, на тест. Не больше. Если кто-то будет ворчать, что цвет в таком случае будет сильно отличаться, то задам вопрос "отличаться от чего?". Здесь важно не сделать максимально близкий к варианту тест, а именно "прощупать краску".
Первоочерёдно сливаем и напыляем 10 гр. краски по основному варианту, и глядим чем он отличается от образца. Если образец, допустим, краснее, то наливаем и напыляем красный вариант, чтобы иметь более полное представление о краске. И смотрим формулы в других предлагаемых вариантах, начиная составлять свою новую формулу из наиболее подходящей формулы на основе свойств пигментов, ориентируясь, что в краске при этом можно использовать.
Например, у Вас в синей перламутровой краске очень красный флоп, а у образца флоп зелёный. Значит, полностью заменяем синий с красным флопом на синий с сине-зелёным флопом. В лицо недостаток красноты компенсируем фиолетовым компонентом - он даст несильную коричневость на флопе, что не так страшно, как краснота. Тем более, эту коричневость на флопе можно ослабить, исключив из краски компоненты, грязнящие и коричневящие флоп, вроде "кирпичного красного". В некоторых случаях бывает нужным сделать только область отражения пофиолетовее, тогда часть зерна или перла меняем на фиолетовый или красный прозрачный перл (что у того, что у другого - зелёный флоп). А если флоп будет слишком зелёным, то есть куча способов его закраснить (да хотя-бы вернуть в формулу небольшое кол-во синего с красным флопом). Как видите, проще простого, в отличие от красного или излишне коричневого флопа, который ничем не сделать зелёным.
Или, зерно - заменяем компоненты серебра и перла на те, которые должны быть в краске, дабы повторить рисунок зерна. Опять же, если у Вас мелкая стружка, а в образце - "новогодние блёстки", то есть один единственный способ добиться нужного результата - полностью заменить зерно, а не добавлять крупное зерно к мелкому. Или перламутр заменить на ксираллик. Только не забываем что чем крупнее зерно, тем больше его нужно лить в краску. И наоборот. И не теряйтесь, когда видите в описании например "серебро с тёмным флопом и светлым лицом" - это всего лишь значит, что лицо немного темнее, чем флоп. И в тёмной краске светлиться от этого зерна будут и флоп, и лицо (просто на флопе краска будет чуть менее светлой).
Потом удаляем всё лишнее из формулы, шлаком может быть флоп-добавка (её можно включать в формулу только на последних этапах колеровки), белый - особенно когда нужна краска чистая, без матовости на флопе, может быть даже что-то из цветных убрать - если видите, что они своим присутствием в формуле будут только "гадить" краску. С самого начала лучше максимально сократить формулу, и в процессе подбора цвета добавлять то, что нужно на самом деле.
У нас получился прототип формулы, гораздо попроще чем изначальные варианты. Но при этом с гораздо бОльшим потенциалом, чем эти все, вместе взятые.
Скажете - это страшно, ведь получится что самодельную краску придётся колеровать. На самом деле окажется, что такая "самодельная" краска по своему составу будет максимально соответствовать той, в которую окрашен автомобиль. И колеровка будет увлекательным занятием, а не головной болью.
Сливаем 10 грамм этого "прототипа", и глядя по линейке, подколеровываем. Например, если слишком светлая и грязная - добавляем все компоненты по формуле кроме серебра. И потом, если надо, по чуть-чуть серебро доливаем. И т.д., но особо не увлекаемся, чтобы сохранить самый минимальный объём (не больше 30 грамм). Обязательно напыляем тест, сравниваем. И глядим, чего в краске не хватает, ориентируясь на те компоненты которые есть в разных вариантах этого цвета. Приписываем к формуле в самом мизерном количестве, только для того чтобы они отметились в краске (а там видно будет, нужны они, или нет). И поправляем кол-во каждого из миксов в этой формуле (например, если очень синяя и чистая, то чуть увеличиваем чёрный и при этом чуть уменьшаем синий, и т.д.). Ту банку с остатками краски отставляем в дальний угол и благополучно забываем про неё. Или можно вылить в конечный результат (если заказан большой объём).
После этого пересчитываем нашу обновлённую формулу на 10 грамм, и снова пылим тест. Получилось уже нечто очень похожее на то, что нам нужно. Вводим в формулу очередные корректировки, и пересчитываем на 50 грамм. По лопатке больше краску не смотрим, работаем только по тестам. Делаем тест. Допустим, на тест у нас ушло грамм 10. Значит, делим количество каждого компонента формулы на восемь и вычитаем результат из изначального объёма - получается истинное количество миксов в нашей банке. Вот пример:
До теста:
502=30
554=20
596=15
556=10
505=5
Итого 80 гр
Пересчитываем после теста, чего и сколько отнимаем (делим на 8):
502=30/8=3.8
554=20/8=2.5
596=15/8=1.9
556=10/8=1.3
505=5/8=0.6
Вычитаем потраченное на тест, и получаем формулу оставшейся краски:
502=30-3.8=26.2
554=20-2.5=17.5
596=15-1.9=13.1
556=10-1.3=8.7
505=5-0.6=4.4
Итого 60 гр
Видим, чего в краске излишек. Доливаем по формуле посчитанной на очень маленькое количество, все миксы кроме того которого много. Например, у нас в краске перебор с 505. Доливаем по формуле на 20 грамм все миксы без 505 (делим каждый на три):
502=26.2 (льём 8.7)
554=17.5 (льём 5.8)
596=13.1 (льём 4.4)
556=8.7 (льём 2.9)
505=4.4 (не льём)
Итого 80 гр
Делаем тест, снова вычитаем из формулы уже потраченное на тест. И вроде как краска слитая в кол-ве 70 грамм, при этом с достаточно точной "чистой" формулой - на порядок лучше подходит под всеми углами, чем любая из предложенных программой. Теперь можно слить пол-объёиа, доводим классической доколеровкой, после чего высчитываем и доливаем, сколько краски долить до полного объёма. С полного объёма - контрольный тест. Разумеется, не забываем после каждого теста делать пересчёт краски. Также советую на обороте теста рядом с формулой писать, какой это тест по счёту (это нужно для того, чтобы впоследствии знать уровень погрешности совпадения краски на этом тесте с заново налитой по соответствующей формуле).
А теперь представьте, сколько было бы возни, если налить хотя-бы 100 грамм по формуле заведомо не подходящей по миксам? Длительная и муторная доколеровка с кучей испорченных тестов и краски на эти тесты потраченной, как итог - примерно условно похожа, но не то... И при этом одной только колеровкой пытаясь вывести сто грамм, получается уже пятьсот грамм в банке, и семьсот грамм по записям (так как было очень много тестов), и количество миксов в формуле разбухает в полтора-два раза. Сталкивались, знаем, помним))))
И ещё, для тех кто хочет быть досконально точным. Про несоответствие объёма и веса все знают. Например, что при одинаковом весе, по объёму белой краски будет гораздо меньше, чем перламутра. Поэтому, чтобы вычислить объём, нужно разделить кол-во микса в граммах на его плотность. А потом сложить значения.
Вот пример:
502=30 =30/0.91 =33
554=20 =20/0.93 =21.5
596=15 =15/0.99 =15.1
556=10 =10/0.92 =10.9
505=5 =5/0.98 =5.1
Итого:
Вес=30+20+15+10+5=80 гр
Объём=33+21.5+15.1+10.9+5.1=85.6 мл
При этом 80 грамм белого будут равны 80/1.15=69.6 мл
И напоследок - крайне важно знать истинные свойства каждого компонента, и его поведение как в красках определённых цветов, так и в сочетании с другими компонентами. А не те глупые описания, которые предоставляют учебные центры, вроде такого: "Жёлтый с красным оттенком. Используется в красках солид и в эффектных цветах". Я попробовал начать более подробно описывать шписоподобные миксы в своём описании здесь
http://abettor.96.lt/mix/sh-opisanie.htm , но как-то у меня застопорилось, может настроения нет, или ещё там чего, не знаю. Вроде бы и много наблюдений в голове, а всё никак. Можно попробовать взять это моё описание за основу, сопоставив миксы своей системы, и сделать своё описание которое я с радостью размещу на своём сайте от Вашего имени
В общем, успехов в подборах и самосовершенствовании!